Валерий Борисов: "Мы - труженики земли"

Мы продолжаем знакомить тольяттинцев с фермерами Ставропольского района и с их непростым хозяйством. Сегодня в гостях у Волга Ньюс Валерий Викторович Борисов, глава крестьянско-фермерского хозяйства "КФХ Борисов В.В.", которое находится в поселке Луначарском (улица Школьная, 17).

- В моем хозяйстве почти пятнадцать тысяч гектаров земли в аренде, - рассказывает Борисов. - В страду полевые работы начинаются с рассвета, с четырех часов утра, и заканчиваются за полночь. Работа у нас тяжелая, но интересная. Посадил весной зернышко, смотришь, как оно прорастает сквозь землю-кормилицу, сил набирается - и душа радуется!

- Валерий Викторович, молодежь сегодня приходит в сельское хозяйство?

- К сожалению, нет. Однако в моем хозяйстве работают оба сына: один - агроном, другой - инженер. Они продолжат семейное дело, я в этом уверен.

- Какие трудности сегодня испытывает отечественный фермер?

- Наши сельхозугодья расположены в двух районах Самарской области: Ставропольском и Красноармейском. В последнем - 7,5 тысячи гектаров, там в основном подсолнечник выращивается. В этом году землю подготовили под пшеницу. Почему угодья в Красноармейском районе? Потому что нет свободной сельхозземли в Ставропольском районе. В нем наши поля есть в Ягодном, Выселках, Пискалах, то есть разбросаны по всему району. А Пискалы - практически в семидесяти километрах от Луначарского. Вот и думаем: от чего-то надо будет, наверное, отказываться.

Но в Пискалах скупают земли крупные заводы Тольятти. У них свои подсобные хозяйства, есть деньги на покупку земли. А мы можем взять землю только в аренду. В этом разница.

- Что вы успели вырастить в этом году?

- В нашем хозяйстве выращиваются зерновые, картофель, морковь, подсолнечник, гречиха, рыжик масличный, кориандр, расторопша и многие другие культуры.

Сейчас идет отгрузка семян кориандра. Лен в этом году мы не сажали, хотя раньше - постоянно. Гречиху продаем на экспорт, так же как и лен, кориандр, расторопшу. В основном продукцию у нас покупает Европа через посредничество Польши. С ними можно работать, цены неплохие. Так, Европа покупает нашу гречку по 30 рублей за килограмм, а отечественные перекупщики брали максимум по 21 рублю. При этом европейские стандарты требуют от нас дополнительных расходов. Тем не менее за рубеж продавать выгоднее: вместе с ростом доллара повышается цена и на нашу продукцию.

Очень выгодно работать с заграницей по масленичному подсолнечнику. С четырех тысяч гектаров подсолнечник мы собрали, а еще на двух тысячах - остался в поле, погода не дала нам закончить работы. Еще и морковь на десяти гектарах в земле осталась. Морковь хорошая, только как ее взять? Техника уже не справляется. Сегодня первый день вручную пошли убирать морковь. Но, вероятно, часть урожая с полей так и не соберем.

Также неубранной почти на 200 гектарах оказалась тыква, которую мы выращиваем на семечки. Первый мороз ударил - и все, урожай пропал. Весной тыква долго всходила, поэтому поздно вызрела. В прошлом году решили новый сорт вырастить, закупили семена болгарской тыквы. Доллар высокий, посредников много, семена дорогие. А в результате два с половиной миллиона рублей ушли в землю. И таких потерь много в сельском хозяйстве.

В советское время от нас требовали только план. Об остальном заботилось государство. Сейчас все переложено на фермеров.

- Когда вы начали заниматься фермерством?

В Луначарском я живу с 1991 года. Начинал работать главным агрономом, был председателем колхоза. В 1996 году организовал фермерское хозяйство. Здесь много вложено и средств, и времени. Нести тяжело, но бросить жалко, так говорят.

До 2008 года у нас ни рубля кредитных денег не было. Всю необходимую технику, и импортную тоже, покупали на вырученные деньги. Наш коллектив состоит, в основном, из механизаторов, водителей, рабочих - всего 70 человек. И это люди не только из сел  - четыре водителя у нас из Тольятти.

В сезон зарплата хорошая, комбайнеры меньше 50 тысяч рублей не получают. Зимой же работников отправляем в отпуск. Сезонность - еще один минус сельского хозяйства.

- Получается ли реализовывать свою сельхозпродукцию через торговые сети?

- Мы работаем с "Магнитом" и "Метро", но это очень сложно. Потому что им нужно платить входной бонус - 10%. К тому же идет постоянный возврат, а каждый возврат - штраф. Снова непредвиденные расходы. Скорее, мы на ярмарках с машин торговать будем в Самаре и в Тольятти. Для этого планируем обновить автопарк.

К примеру, наш картофель в супермаркете по 12 рублей за килограмм реализуют. У меня же его себестоимость 8 рублей. Плюс входной процент, плюс еще расходы. Если сработаем с сетевиками по нулям - это уже хорошо. Возникает вопрос: нужно ли местным фермерам с ними работать?

Конкуренция на рынке большая, ведь сельхозпродукцию к нам везут и из других областей. Раньше мы много овощей в армию, в тюрьмы. Потом ввели тендеры, а производителю под них подстроиться невозможно. Мы поставляли картофель, морковь в Москву и Санкт-Петербург на оптовые базы. А сейчас в этом нет смысла.

Белорусы умудряются поставлять в Россию картошку по 6 рублей за килограмм, там огромные дотации для сельхозпроизводителей, на каждый килограмм выделяется до трех рублей дотации. В России дают дотации погектарные, на удобрения, на семена, если они российского производства.

Мы же работаем на голландских семенах, а на них дотации не дают. Наше семеноводство погублено давно. И из-за роста доллара семена подорожали почти в три раза. А та же морковь как была по 10 рублей за килограмм, так и осталась. За 15 рублей ее не берут, продажи стоят. Может случиться так, что мы ее просто на свалку выбросим потом. Сколько таких случаев было!

Поломанную морковь мы продаем по 2 рубля. Никто не берет. Приезжайте, забирайте морковь по 2 рубля! 5-7 тонн моркови ежедневно у нас в хранилище скапливается.

Мы настроены на большие объемы, но приходится увеличивать посевы только подсолнечника. Просто невыгодно.

- Что в перспективах?

- На следующий год в Красноармейском районе попробуем посадить нут. Его хорошо закупают Иран и Ирак, в Краснодаре у них находятся торговые представительства. Так, получается, на экспорт работать отечественному сельхозпроизводителю выгоднее, чем на свою страну.

А в Ставропольском районе на следующий год посадим картофель, морковь. Свеклу убираем вообще из ассортимента, от тыквы откажемся. Конечно, посеем расторопшу, кориандр. Вот такие наши планы.

- Валерий Викторович, что вы скажете о существующей господдержке отечественных производителей?

- За два года дизтопливо подорожало в 2 раза, запчасти - тоже в два. А тот же картофель подорожал лишь на 2 рубля.

Два года назад погектарная дотация составляла 7 миллионов рублей. В этом году - около полутора миллионов рублей. Советский Союз тратил на сельское хозяйство 5% бюджета. А сейчас - 1,1%. В этом году я "закопал" в землю сто миллионов, а господдержки получил на миллион. Один из кредитов пришлось брать под 24%. Хочешь потерять деньги быстро - вложи их в сельское хозяйство. Крестьянин смотрит на погоду и размышляет, как спланировать день, какую технику выводить. Самая большая проблема фермера в том, что мы не можем предвидеть конечные результаты своего труд: сколько урожая соберем, сколько погибнет, сколько сохраним, по каким ценам сможем продать его... Мы не волшебники, мы - труженики земли.

Последние комментарии

Микаэлло Франчини 26 января 2022 09:22 На Volga boat show в Тольятти покажут яхты, катера и другую водомоторную технику

А за границей как можно взять в аренду яхту? Большие планы на отпуск и морское путешествие в том числе.

Василий Бандитов 21 мая 2021 12:31 АвтоВАЗ нашел нового партнера в Казахстане

Хоть в Казахстане приглянулись наши ВАЗ....

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3