В "Колесе" показали "Трамвай "Желание"

Премьерный спектакль, показанный в тольяттинском театре 27 ноября, собрал полный зал. Это уже третья премьера юбилейного, 25-го сезона в "Колесе": в сентябре здесь с успехом прошли премьеры "Аккомпаниатора" и возобновленной "Женитьбы".

Фото:

Чеховские интонации

Спектакль по самой известной пьесе американского классика Теннеси Уильямса "Трамвай "Желание" был показан в день рождения основателя театра "Колесо" народного артиста Глеба Дроздова, ушедшего из жизни 12 лет назад. 27 ноября ему исполнилось бы 72 года. Наталья Дроздова, до недавнего времени занимавшая должность директора театра "Колесо", и приглашенный ею режиссер Продан Димов выбрали именно эту пьесу не случайно. Она была любимым драматургическим произведением Глеба Дроздова - к этой пьесе он обращался еще до своего тольяттинского периода, работая в Воронежском драматическом театре. Тот спектакль надолго запомнился зрителям.

Американский режиссер болгарского происхождения Продан Димов, несмотря на всю свою занятость (в США он ставит спектакли и преподает), с радостью откликнулся на предложение, поступившее из Тольятти. Здесь он человек не чужой. Выпускник Софийской театральной академии, он с 1990 по 1993 гг. работал артистом в театре "Колесо" и был одним из любимых учеников Глеба Дроздова. Здесь же поставил свои первые спектакли. Это были пьесы театра абсурда - "Черная комедия" Питера Шеффера и "Лысая певица" Эжена Ионеско.

Нынешний спектакль, конечно же, получился совсем в другой стилистике. Многие знают пьесу "Трамвай "Желание" по киноверсии 1951 г. американского режиссера Элиа Казана, роль Стенли в этом фильме сыграл Марлон Брандо. Кому-то памятна постановка в театре имени Маяковского со Светланой Немоляевой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, поставленный Проданом Димовым на тольяттинской сцене, отличается от других версий прежде всего тем, что здесь часто возникают чеховские интонации.

Спектакль музыкален - так же как проза и пьесы Чехова. И не только потому, что в его канву время от времени вплетается медленный джаз (фортепиано и саксофон), который контрастирует со страстями, "кипящими" на сцене. Музыкально, ритмично и само построение сценического действия. Настроение спектакля постоянно меняется - то зал замирает, а то здесь вспыхивает смех. И грубость окружающего мира, и непостижимость человеческих чувств - все это передается в спектакле. А ключевой, на мой взгляд, становится фраза главной героини Бланш: "До чего же в жизни все перепутано…"

Видимо, желая обострить интригу, в начале спектакля режиссер показывает самоубийство молодого возлюбленного Бланш - то событие, которое во многом предопределило всю ее последующую жизнь.

В оформлении сцены, при всей ее заполненности предметами быта, - большая степень условности. Сценическое пространство порой разделяется портьерой, и действие происходит параллельно по ту и другую ее стороны.

Сочувствие к Бланш

Режиссер ставил задачу, чтобы герои вызывали эмоциональный отклик у зрителей. Он прекрасно понимает, что традиции русского театра, как и русской литературы, основаны на сочувствии к героям, какими бы они ни были. Не случайно свои монологи персонажи этого спектакля порой произносят, словно обращаясь непосредственно к зрительному залу. В наибольшей мере режиссерскую задачу удалось выполнить Ирине Малышевой, сыгравшей роль Бланш. Хрупкая, ранимая, взбалмошная, порочная и несчастная, она неизменно вызывает в зрительном зале сочувствие. В игре Ирины Малышевой был тот "нерв", который заставляет верить ей как актрисе. Порой даже возникало ощущение, что идет бенефис этой актрисы, а другие артисты лишь подыгрывают.

Режиссер "вытащил" из пьесы и социальное начало. "События здесь происходят на фоне смены одного типа социальной жизни на другой. Нечто подобное происходит и в России, и это тоже может зацепить сегодняшнего зрителя", - считает Продан Димов.

Что дальше

При всей неровности актерского ансамбля спектакль можно считать удачей театра. Что будет дальше?

Пока театр "Колесо" переживает период смятения. Это связано с тем, что в театре недавно сменился директор (как "ВН" уже сообщал, к исполнению его обязанностей приступила, вместо Натальи Дроздовой, бывший директор театра "Пилигрим" Янина Незванкина). В последние дни свои должности оставили помощник художественного руководителя Олег Ринге (он, кстати, исполнил в премьерном спектакле роль Стенли), заместитель директора (также артист) Евгений Быков, начальник отдела маркетинга Вадим Мурнев. Пока неясно, будет ли Наталья Дроздова в дальнейшем художественным руководителем театра - по крайней мере, приказа об этом пока нет. Прима театра, до недавнего времени бывшая его руководителем, продолжает курс лечения, а трудовая книжка находится у нее дома. Спектакли с ее участием заменяются другими, и судьба их тоже пока остается неясной.

Неизвестно также, будет ли осуществлен проект, который готовился к юбилейному сезону, - показать в 2013 г. спектакли в тех российских городах, которые связаны с жизнью и деятельностью основателя театра "Колесо" Глеба Дроздова.

Как и ранее, нет в театре и главного режиссера. По какому принципу и кто в дальнейшем будет формировать репертуарную политику театра? Будет ли Наталья Дроздова работать здесь в качестве художественного руководителя? Появится ли в юбилейном сезоне у театра главный режиссер? Какие постановщики станут приглашенными режиссерами? Какими творческими проектами будет удивлять театр своих поклонников в дальнейшем? Будет ли и каким образом обновляться труппа? На эти вопросы пока нет ответа. Но будем надеяться, что через некоторое время они появятся.

Ирина Портнова, заведующая литературной частью театра "Колесо":
 - Мне довелось видеть разные постановки пьесы "Трамвай "Желание" - в театре имени Маяковского, в Воронежском театре, где спектакль ставил Глеб Дроздов, и в "Колесе". Не в обиду москвичам будь сказано, но последние две постановки гораздо сильнее. Хотя спектакль Продана Димова сильно отличается от постановки его учителя, Глеба Дроздова. У нынешней постановки более аскетичное оформление, близкое к скандинавскому стилю. И в то же время спектакль наполнен подробностями американского быта - ведь, живя в США, Продан Димов очень хорошо изучил его. Мне кажется, свою лучшую роль в спектакле "Трамвай "Желание" сыграла Ирина Малышева.
Продан Димов, режиссер:
- Все пьесы Теннесси Уильямса отличаются тем, что они очень эмоциональные. Он всегда писал только о том, что сам лично чувствовал. И в этой эмоциональности - их современность. Я бы хотел, чтобы в течение всего спектакля был непрерывный эмоциональный контакт зрителей и актеров. Думаю, этому поможет и то обстоятельство, что у актеров такой же возраст, как и у их героев пьесы. Они понимают жизнь соответственно своему возрасту. История героини пьесы Бланш, жизнь которой разбивается, вызывает у Уильямса сочувствие. И она, я думаю, не оставит равнодушной и нынешнюю российскую публику. Ведь русский театр и русская литература тоже основаны на сочувствии к героям.

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:37 Тольяттинский краеведческий музей выиграл грант фонда Владимира Потанина

Молодцы, что скажешь!

Валентина Казакова 03 августа 2015 14:11 Музейный комплекс "Наследие" в Тольятти планируется передать краеведческому музею

Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2