Алексей ПАХОМЕНКО: «Привлечение инвестора - это же целый конфетно-букетный период»

Осенью на границе Ставропольского района и Тольятти начнется строительство Особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Сегодня филиалом ОАО «ОЭЗ» ведутся подготовительные работы по подготовке площадки. О процессе подготовки, первых объектах, которые будут построены на территории ОЭЗ, работе с потенциальными резидентами рассказал руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области Алексей Пахоменко.

Фото:

- Сегодня две компании - «ТПВ РУС» и ЗАО «Полад» с проектом «Железный поток» - являются резидентами ОЭЗ. Чем сейчас занимаются эти компании? Начали ли они уже строительные работы на территории ОЭЗ?
  - Обе компании находятся в стадии подписания соглашения с Минэкономразвития России. Это документ, который регулирует отношения инвестора с государством, где очень подробно определены обязательства сторон. Что касается возможности резидентов приступить к строительству, то к концу года, примерно в октябре-ноябре, они смогут начать работы. То есть параллельно строительству самой ОЭЗ. На данном этапе компании ведут проектирование, подбор типовых проектов и привязку этих проектов к существующей площадке.
  - Какую работу по подготовке площадки зоны ведет филиал ОАО «ОЭЗ» в Самарской области?
  - В настоящее время нами проводится работа по организации конкурсов на проектирование различных объектов площадки, параллельно идет работа по разработке этих проектов. Основным документом, регламентирующим порядок проведения работ, является перечень объектов строительства, где по пунктам и датам разложено финансирование каждого из этапов. Этот перечень подготовлен и находится на согласовании в правительстве Самарской области и министерстве экономического развития Российской Федерации. На весь спектр работ, которые предусмотрены перечнем, будет развернуто проектирование. Это более десятка конкурсов. Сейчас увеличен штат филиала, под эти задачи мы набрали высококвалифицированных специалистов. Нам предстоит в ближайшее время подготовить значительный пакет конкурсной документации.
  - Какие конкурсы по проектированию объектов на территории ОЭЗ уже проведены?
  - На сегодня мы провели два конкурса. Один из них, на проектирование ограждения и других видов работ, которые мы начнем уже осенью, выиграла тольяттинская компания и уже приступила к выполнению первой части проектных работ. Второй конкурс, по разработке проекта инженерной инфраструктуры ОЭЗ, к сожалению, не состоялся и будет проведен повторно. Несостоявшийся конкурс не меняет наших графиков. В октябре мы будем иметь достаточно нужной проектной и разрешительной документации, чтобы выйти на площадку. Мы намерены за осенне-зимний период установить часть основного ограждения, что для нас крайне важно, так как это одно из требований федеральной таможенной службы для осуществления организации режима свободной таможенной зоны. Затем мы проложим временные дороги, проведем нужное профилирование площадки и разбивку на участки, а также подведем и обеспечим площадку временным энергоснабжением. Вот краткий перечень работ, которые будут выполнены до первого снега. А работу по установке ограждений мы продолжим даже тогда, когда наступят морозы, это нам позволяет технология.
  - Сколько всего средств будет потрачено на строительство Особой экономической зоны в этом году?
  - В этом году по перечню планируется заключить контракты на сумму 409 млн рублей, выделенных из разных уровней бюджетов. Эти средства будут направлены на проектные работы, организацию подготовительных работ, о которых я сказал, и начало строительства ограждений.
  - Возникают ли какие-то проблемы в процессе подготовки площадки для строительства ОЭЗ?
  - У нас есть одна проблема. К сожалению, активность наших строительных организаций в участии в проекте низкая, что очевидно на примере несостоявшегося конкурса. Соответствующие выводы сделаны. На уровне специалистов и ответственных за организацию строительства проведено совещание, и все претензии названы. Но это большая проблема, если компании, которые представляют строительную отрасль, не готовы к развитию подобного рода проекта. Поэтому я призываю все строительные компании активно участвовать в процессе создания ОЭЗ. Вся информация есть на сайте ОАО «ОЭЗ», телефоны нашего филиала всегда доступны. Если есть вопросы, мы готовы ответить. Я считаю, что яркие представители строительной отрасли Самарской области должны в этих процессах не просто принимать участие, а лидировать.
  - Как вы считаете, достаточно ли будет ресурсов строительных компаний Самарской области, чтобы справиться с задачами по строительству ОЭЗ?
  - Все компании, которые будут участвовать в этом процессе, отбираются на конкурсной основе. И я надеюсь, что наши компании будут достаточно компетентны и конкурентоспособны в этих процессах. Мы заинтересованы в том, чтобы это были именно местные предприятия. Во-первых, это ведет к созданию новых рабочих мест, что социально значимо для региона в целом. Во-вторых, нам проще работать с местными компаниями: мы можем решать оперативные вопросы здесь, на месте, и это всегда удобно заказчику, поскольку скорость принятия решений кратно увеличивается. Но в любом случае, все будет определять конкуренция.
  - Как проходит работа по привлечению резидентов на территорию Особой экономической зоны?
  - У нас очень интенсивно проходят летние месяцы, поскольку мы проводим большое количество встреч с представителями компаний - потенциальных резидентов. Так, в середине августа состоялись встречи с тремя крупнейшими немецкими компаниями: Schaeffler Gruppe, Mubea, и в очередной раз площадку ОЭЗ посетили представители компании BOSCH. Также мы начали переговоры со специалистами автокомпонентного подразделения японской компании Hitachi. В основном, они ориентированы на поставку автокомпонентов для альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ. Идут переговоры с немецкими компаниями HELLА и OKE Automotive. HELLА рассматривает возможность организации здесь производства светодиодных фонарей уличного освещения. Это будет старт проекта, впоследствии компания планирует расширить гамму производимых на территории ОЭЗ продуктов. Мы ожидаем, что к концу года по этой компании будет какая-то ясность. OKE - автокомпонентщики, они производят пластиковые профили для автомобилей и сидений, и мы надеемся, что у них может сложиться альянс с группой «ТПВ РУС», производящей сиденья. Таким образом мы уже получим первую производственную связь на территории Особой экономической зоны. Кроме того, у нас активно идут переговоры с американской компанией Federal Mogul, эстонским предприятием Norma-Autoliv, французской компанией Valeo, испанским производителем Gestamp и т.д. Список можно продолжать. С каждой из компаний у нас достигнуты определенные договоренности. Многие из них имеют высокую степень готовности участия в проекте и решение будут принимать осенью либо до конца этого года. Конечно, нам хотелось бы, чтобы эти процессы шли быстрее, но время обсуждения на корпоративном уровне решения об инвестировании в развитие бизнеса в России занимает очень длительный период.
  - Gestamp достигла договоренностей с «АвтоВАЗом» по увеличению объема заказов?
  - На заводе была встреча, завод пока не имеет возможности представить запрашиваемые объемы. Тем не менее, компания разворачивает производство на площадке в Тольятти за пределами ОЭЗ. Сейчас они располагаются на заводе автокомпонентов вблизи «АвтоВАЗа». При этом Gestamp выполняет все необходимые шаги для получения статуса резидента. В частности, зарегистрировано юридическое лицо на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, что является первым шагом. Как быстро эти процессы пойдут, зависит от ситуации на рынке и от возможностей «АвтоВАЗа» по увеличению заказов для этой компании. Очень интересные намерения у компании MAHLE - крупнейшего мирового производителя компонентов для автодвигателей. Если у этой компании, так же как и у Gestamp, получится до конца года достичь определенного формата бизнеса вместе с «АвтоВАЗом», то у нас появится очень серьезный производитель на территории РФ. Производство компонентов для двигателей - весьма наукоемкое, очень технологичное и требует больших инвестиций..
  - Ассоциация предприятий индустрии детских товаров не отказалась от своих планов?
  - Мы не получили от этой компании официального отказа от участия в проекте, они планируют участвовать, но достаточной активности мы не наблюдаем. Поэтому не делаем акцента на этом производстве. Если получится - хорошо. Наши усилия сконцентрированы на компаниях, которые относятся к отрасли машиностроения, - наукоемкие, технологически вооруженные компании, способные к созданию сложных продуктов, которые, в свою очередь, имеют кумулятивный эффект для науки, для создания рабочих мест вокруг производства и формируют нужную производственную базу для страны в целом. Очень интересный пример - это компания BOSCH. Помимо автокомпонентного производства у них есть, к примеру, производство упаковочной техники, которое уже развернуто на территории Тольятти, и мы предложили компании произвести его перемещение. Это технически несложно и могло бы быть первым шагом участия BOSCH в проекте. То же самое касается компании Federal Mogul. У них есть производство на территории Тольятти, и они также могли бы как первый шаг для развития своего бизнеса здесь переместить это производство на территорию ОЭЗ.
  - Как вы думаете, баланс предприятий, работающих в отрасли автомобилестроения и в других областях, сохранится на территории ОЭЗ?
  - Несомненно. Вопросы диверсификации экономики никто не снимал. Нами интересуются много предприятий, работающих в отрасли машиностроения. Но эта отрасль намного шире, чем автомобилестроение. Это производство станков, механизмов, генераторов и т.д. Могу привести в пример корейскую трубопрокатную компанию Hanil, представители которой дважды были у нас. Компания производит трубы разного диаметра, начиная от магистральных газопроводов и заканчивая тонкими трубками с двойной стенкой в основном для автомобильной промышленности. Но эта трубка применяется и в холодильниках, и в сложном технологическом оборудовании. Компания имеет мировой оборот, более 960 млн евро.
  - Почему, на ваш взгляд, компании так долго решают вопрос об участии в проекте Особой экономической зоны?
  - Здесь нельзя упускать из внимания тот факт, что мы говорим о крупных корпорациях, где решения принимаются коллегиально, шаг за шагом, их одобряют на каждой ступени. Не очень крупные производители принимают решения достаточно быстро. Но они не всегда финансово устойчивые, мы этот аспект не снимаем с весов. Нам не нужна массовость, нам нужно качество. Откровенно могу сказать, что все инвесторы - иностранные компании, которые были здесь, заявили: да, это очень интересно. Не было ни одной компании, которая бы не заинтересовалась нашим проектом.
  - Когда, на ваш взгляд, появится первое производство на территории ОЭЗ?
  - Безусловно, те компании, которые уже сейчас являются резидентами, создадут свои производства первыми, поскольку они имеют существенный отрыв по времени. В соответсвии с графиком первое производство должно появиться у «ТПВ РУС». Сейчас производство компании расположено на временной площадке, и в следующем году будет осуществлен его перенос. Вероятнее всего, производство стартует в 2013 году.
  - Если вам пришлось бы давать какие-то советы по организации ОЭЗ, какой бы первый совет вы дали?
  - Мы хоть и сами молоды, но у нас уже есть младший брат в Свердловской области - «Титановая долина». Всего в России четыре зоны промышленно-производственного типа. Это ОЭЗ «Липецк», «Алабуга», которые как наши старшие товарищи относятся к нам с теплотой, что взаимно. Самая главная рекомендация в деле привлечения инвестора — это выполнение взятых на себя обязательств. Здесь нет ничего нового. Нельзя недосказать, нельзя взять обязательства, которые ты не можешь выполнить.
  Привлечение инвестора - это же целый конфетно-букетный период. Это долгий, кропотливый, созидательный процесс. Здесь нельзя говорить «Когда?», «Назови дату», «Сколько?». Это как в семье, все отношения должны строиться постепенно, основываясь на взаимоуважении и моральных принципах. Тогда непременно придет и успех.
   
   
  Перспективный проект
  Тольяттинская ОЭЗ ждет резидентов с инвестициями от 3 млн евро
   
  Решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Ставропольском районе на границе Тольятти было принято 12 августа 2010 года. В этот день премьер-министр РФ Владимир Путин подписал соответствующее постановление о создании третьей в России промышленно-производственной ОЭЗ после Липецка и Татарстана. На создание ОЭЗ будет направлено 13,6 млрд рублей, из которых 7,2 млрд составляют средства федерального бюджета, 800 млн рублей - областного бюджета, 5,6 млрд рублей - внебюджетные инвестиции. Часть средств уже поступила в филиал ОАО «ОЭЗ» для проведения плановых работ.
  На территории ОЭЗ будущим компаниям-резидентам будут представлены эксклюзивные государственные гарантии. Так, на первые пять лет резиденты ОЭЗ освобождаются от налога на имущество, земельного и транспортного налога, а налог на прибыль снижается до 15,5%. Кроме того, на территории Особой экономической зоны будет введен режим свободной таможенной зоны. Минимальный объем инвестиций, который должны вложить в проект потенциальные резиденты, составляет 3 млн евро.
 
 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Микаэлло Франчини 26 января 2022 09:22 На Volga boat show в Тольятти покажут яхты, катера и другую водомоторную технику

А за границей как можно взять в аренду яхту? Большие планы на отпуск и морское путешествие в том числе.

Василий Бандитов 21 мая 2021 12:31 АвтоВАЗ нашел нового партнера в Казахстане

Хоть в Казахстане приглянулись наши ВАЗ....

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4